Нерастаможенные авто в Украине. / НВ

Что для нас важнее - защитить экологию от устаревших моторов, а страну в целом от наплыва доисторического металлолома, или помочь бедным гражданам в борьбе с коррумпированным государством, через которую в нищей Украине новые автомобили стоят дороже, чем в сытой Европе?

С таким вопросом обратился на днях в редакцию НВ разгневанный читатель нашей прошлогодней статье о нерастаможенные авто в Украине .

Пригонка "литовских" (а также "польских", "словацких", "болгарских") и т.д. тачек в Украине идет полным ходом. А власть лишь изредка грозит пальцем, но в процесс никак не вмешивается.

Возможно, ждет выборов, чтобы одним махом легализовать нерастаможенные авто на радость тем, кто на них ездит, и получить лояльный электорат? Или им просто не хватает решимости, задается вопросом читатель НВ, ведь очевидно, что запрет миллионной (по самым оптимистичным оценкам) армии "литовцев" обернется очередными перекрытиями улиц, стук кастрюлями и т.д.

И что же делать обычному человеку, задается вопросом наш читатель, купить нерастаможенное авто или собирать на совершенно легальную машину?

НВ не рискует прогнозировать поведение государства, его реакцию на "кастрюли" и т.д. (Поскольку это было бы что-то вроде гадания на картах Таро).

Вместо этого, мы решили отреагировать на письмо читателя своеобразным апдейтом прошлогоднего материала о "литовские тачки" и проанализировать аргументы обеих сторон в этом конфликте.

Итак, начнем с аргументов против легализации нерастаможенных авто в Украине, которые обычно приводят противники "литовцев".

1 Несправедливость

"Я заплатил за легальную машину на украинском номерах все налоги, почему теперь кому-то другому позволят получить то же самое без налогов!", - часто говорят они.

К тому же, наплыв нерастаможенных авто уже привел к снижению цен на бывшие в употреблении автомобили на украинском номерах.

Масштабная легализация "литовцев" и вовсе приведет к обрушению рынка.

Например, сегодня ваша 15-летняя Audi на украинском номерах стоит $ 8 тыс. А такая же нерастаможенной - $ 4 тыс. Как только последнюю позволят поставить на украинские номера с уплатой символических 200 или даже 500 евро (такие суммы озвучивались в имеющихся законопроектах), как машины на украинском номерах просто упадут в цене.

Иными словами, их владельцы сильно потеряют в деньгах.

2 Криминал

Достоверно известно, что существенная часть пригнанных в Украине авто - или восстановленные после ДТП, или находятся в угоне или уже находятся на легальном учета в своих странах.

То есть сегодня Украина является "сливным бачком" для автомобилей "мутного" происхождения. Взять и одним махом легализовать все это "добро" - это весьма сомнительную действие, как с этической, так и с практической стороны.

3 Экология

Если уж речь зашла о "сливной бачок", то это словосочетание вполне можно применить к Украине еще в одном смысле.

Европа активно дискриминирует старые авто, не соответствующих новым экологическим стандартам, а также планирует в ближайшие годы начать масштабную отказ от дизельных автомобилей.

С этой точки зрения Украина, что уже поглотила не одну сотню тысяч старых машин, которым не рады в Европе, и готова продолжать это делать и в дальнейшем, представляет собой настоящий подарок судьбы.

Мало кто из украинских покупателей "мерсов" и "ауди" 20-летней давности задумывается о вырезаны катализаторы или дизели старого образца.

И, конечно, вряд ли справедливо утверждение о том, что пресловутые "Ланосы" были более экологичными.

Однако, если государство и в дальнейшем не будет препятствовать ввозу подержанных автомобилей (и тем более, если сделает его легальным), то можно констатировать, что Украина превратится в экологическую черную дыру.

4 Тормоза прогресса

Европа четко обозначила свое автомобильное будущее. На предстоящем дизельных двигателей уже поставлен крест. Бензиновые тоже будут постепенно сворачиваться в угоду электромобилям.

Для полной победы "электро" пока не хватает технологических побед, в частности, увеличение запаса хода электрокаров, появления инфраструктуры быстрых зарядных станций и т.д. Но в любом случае, направление технического прогресса обозначено четко и ясно. И движение в эту сторону ведется классическим способом - желательно поощряется, нежелательное или запрещается непосредственно или делается экономически невыгодным.

Украина могла бы следовать в том же направлении, создавая все условия для удешевления электромобилей, гибридов и бензиновых авто с максимальной "экологией" (как промежуточный этап на пути к чистой "электрификации" транспорта).

Вместо этого, идя на поводу у людей, которые хотят "тачку дешевле", Украина наводняет свои дороги старым и не экологическим транспортом.

А вот по сути единственный серьезный аргумент в пользу легализации нерастаможенных автомобилей в Украине. Но аргумент весьма серьезный, отмахнуться от него не просто.

1 Борьба с коррупцией

Украинское государство много лет проводит очень странную политику в отношении механизма растаможивания автомобилей.

Кроме пошлин, которые привязаны к типу топлива и объема двигателя, при растаможивании нужно заплатить еще немаленький сбор в Пенсионный Фонд, акцизный сбор и НДС.

Как следствие, новые автомобили в Украине стоят ощутимо дороже, чем в Европе, где средняя зарплата в разы выше. Подержанных автомобилей (при легальном ввозе) также ощутимо дороже.

Некоторые сдвиги (пониженная ставка акциза, благодаря которой в Украину хлынул поток относительно дешевых авто не старше 2010 года, а также " канадский направление »), Не меняют ситуацию в корне.

В соседней Польше автомобиль "гольф-класса" примерно 2006 года выпуска обойдется в среднем в $ 2-3 тыс. В Украине же - примерно в $ 6-8 тыс.

Учитывая заработки среднестатистического украинского, это означает, что если бы рынок оставался исключительно в легальном поле, то страна и дальше ездила бы только на "Ланос" и "жигулях".

Пусть государство отменит необоснованные налоги и поспособствует снижению стоимости машин до европейского уровня, требуют сторонники "литовских тачек". Все равно, все средства, получаемые от "акцизов и других НДС" растворяются где-то в недрах государственной машины.

Неопределенная ситуация с нерастаможенными авто уже привела к тому, что масса украинский попрощалась с "Ланос" (их производство было вообще прекращено). Нарушение закона стало единственным способом для сотен тысяч украинском обзавестись более или менее приличным автомобилем, надлежащим образом отразилось на мелком бизнесе.

Приняв закон о быстром и дешевом растаможка подержанных автомобилей из Европы, государство по сути просто поддержала бы своих граждан, сделала бы огромный шаг навстречу, говорят сторонники этой идеи.

Проблема нерастаможенных авто в Украине явно не простого решения. Если считаете, что в этом материале упомянуты не все аргументы в пользу той или иной точки зрения, напишите об этом в комментариях.

Возможно, ждет выборов, чтобы одним махом легализовать нерастаможенные авто на радость тем, кто на них ездит, и получить лояльный электорат?
И что же делать обычному человеку, задается вопросом наш читатель, купить нерастаможенное авто или собирать на совершенно легальную машину?