Главная Новости

Решения для ЦОД - Интервью с Сергеем Щербаковым

Опубликовано: 30.09.2018

На вопросы, подготовленные интернет-порталом о центрах обработки данных AboutDC.ru, отвечает Сергей Щербаков, руководитель отдела системных инженеров Schneider Electric .

1. Как всё-таки правильно – APC или Schneider Electric? Ранее, помнится, везде упоминался APC , а сегодня чаще говорят о Schneider Electric. Какова «политика партии» в отношении этих брендов?

C 2007 года, компания АРС стала подразделением IT Business корпорации Schneider Electric . В ЦОДах мы выступаем как Schneider Electric . Везде, начиная с серверных комнат и коммуникационных узлов. Что касается продукции для домашних пользователей, например, сетевые фильтры, стабилизаторы напряжения, ИБП — они продвигаются под торговой маркой APC by Schneider Electric .


Диалог о качестве Как производителю попасть в торговую сеть

2. Насколько важной на сегодня вы считаете гонку за КПД ИБП ? Стоит ли затрачивать усилия ради 0,5-1 дополнительного процента КПД ИБП , если за схожие вложения гораздо больший прирост эффективности можно получить от системы охлаждения?

На мой взгляд, гонка за КПД в источнике бесперебойного питания по-прежнему актуальна. Другое дело, что, действительно, пол процента или один процент увеличения КПД, может быть, не стоит тех гигантских финансовых вложений, затраченных на разработку новых ИБП. С другой стороны, клиент всегда с большим удовольствием выбирает ИБП, у которого КПД выше. Дело в том, что заказчику актуально в течение последующих десяти-пятнадцати лет использовать оборудование эффективно и тратить на паразитные потери меньше средств. Поэтому, значение КПД для покупателя по-прежнему очень важно. И, соответственно, производители источников бесперебойного питания стараются это учитывать.

3. Какие тенденции наблюдаются на сегодняшнем рынке ИБП? Как в Schneider Electric реагируют на эти тенденции? Какие модификации производятся в новых версиях оборудования?

Сегодня, я думаю, тенденция по-прежнему связана с увеличением коэффициента полезного действия и уровня эффективности. А это, прежде всего, достигается за счет создания и применения модульных систем.  Обратите внимание: практически все новые источники бесперебойного питания, которые появляются на рынке, имеют некоторую модульную архитектуру. Очевидно, все идут в сторону модульности. Это направление было когда-то начато компанией APC . В то время большинство производителей ничего подобного не пытались повторить и реализовать — скорее, наоборот:  нас довольно негативно воспринимали на рынке. Но прошло время, и все поняли, что модульность, помимо минимального времени на восстановление, дает еще и хорошую эффективность и высокий КПД, так как позволяет оптимально загружать систему за счет, именно, модульного исполнения. При недостатке мощности нагрузки, можно элементарно отключить неиспользуемые модули. Располагая моноблочным устройством, это сделать невозможно: такая система будет работать с неоптимальной загрузкой и, соответственно, никогда не будет иметь оптимальный КПД. Таким образом, получается, что главный тренд сегодня – это преимущественное использование модульных систем, как самый простой способ повысить коэффициент полезного действия.

4. Помнится, APC анонсировала ИБП с топливными элементами . Как продвигается данная идея? Представлены ли они на российском рынке?

Да, мы в свое время анонсировали систему, которая позволяла заменить батареи альтернативным источником — топливными элементами на водороде. Не берусь судить, как это в целом по миру, но, по крайней мере, в России развития данное направление не получило: ни одна подобная система так и не была продана. Почему? Сложно сказать. Одно из наших предположений связано с тем, что не так просто купить  водород, который использовался в системе в качестве топлива. Ведь это не керосин и не солярка, сбыт такой продукции требует отдельной инфраструктуры. Водород —- все-таки достаточно горючий взрывоопасный элемент, транспортировка и хранение  которого требует особых условий. При этом, интерес к проекту со стороны заказчиков был, но никто так и не решился попробовать. Если честно, я даже не слышал ни об одном более-менее серьезном и крупном проекте в этой области за рубежом.

5. Насколько нам известно, в Schneider Electric придерживаются архитектуры энергоснабжения на переменном токе. В то время как у конкурентов существуют решения и на постоянном токе. Планирует ли Schneider Electric заняться постоянным током? И почему выбор сделан в пользу переменного? Какие явные преимущества несет в себе использование именно переменного тока?

Вопрос на самом деле не совсем корректный. У Schneider Electric были решения на постоянном токе. В 2000 году компания APC поглотила компанию «Advance Power», которая занималась как раз постоянным током. И у нас была соответствующая линейка продуктов, которая успешно находила применение в телекоммуникационной отрасли, т.к. когда-то на постоянном токе строился весь телеком: все телекоммуникационное оборудование, как правило, питалось от постоянного тока. Но времена меняются и процент оборудования, использующего постоянный ток, становится все меньше. Сегодня, если мы обратим внимание, в мире все больше применяются технологии IP-телефонии, где используются уже ИТ-сервера — а это обычное ИТ-оборудование, которое работает от «переменки». Получается, что в грандиозных системах постоянного тока сегодня уже нет необходимости. И, здесь мы видим явное преимущество переменного тока, т.к. эти системы более эффективны. Это связанно с тем, что на постоянном токе используется гораздо более низкое напряжение — обычно 24-48 вольт. Получается, что токи, а, следовательно, и потери, выше, чем при распределении в системах переменного напряжения.

6. Сегодня популярны эко-режимы у ИБП: активация байпаса при качественной внешней электросети и переходный режим с частично занятым инвертором при мелких отклонениях внешней сети от норматива. Есть ли подобные эко-режимы в ИБП APC? В каких видах оборудования они представлены? Как называются и как работают?

Да, есть, так называемые, эко-режимы, которые реализуются во всех более или менее мощных устройствах, во многих наших ИБП он также реализован, например,  Galaxy 7000, 5500. Фактически, это работа при допустимом входном напряжении при активном электронном байпасе. С этим, конечно, связаны определенные риски: в случае внезапного провала напряжения на входе, потребуется некоторое время, чтобы перейти на работу от двойного преобразования на выход инвертора. Соответственно, возможен провал на выходе. Использовать эко-режим или нет — это, в общем-то, решение заказчика. Но, насколько я знаю, его не очень часто используют. В основном, заказчики говорят: «Мы  все-таки приобретаем систему защиты, у нас критически важное оборудование, поэтому рисковать ради экономии мы не будем». Я, признаться, не особо серьезно отношусь к эко-режиму в источниках бесперебойного питания, но не исключаю, что кто-то их использует.

7. Расскажите историю из вашей практики, когда выбор неправильного ИБП привел к последующим проблемам на объекте. Как потом решали эту проблему?

При подборе ИБП очень важно соблюсти правильный подбор мощности источника бесперебойного питания. Наверное, это один из основных критериев. Затем уже идут — размеры, вес,  требуемое время автономной работы, и так далее. Очень распространенная ситуация, когда источник бесперебойного питания берется «с запасом»: объект строится, мощности пока не полные и планируется их увеличение, а ИБП приобретается «на вырост».  Получается, что в начале эксплуатации ИБП значительно недозагружен. Понятно, что в случае модульной системы эта проблема достаточно легко решается за счет неиспользования какого-то количества модулей: они просто не подключаются на первом этапе, пока нет дополнительной нагрузки. В случае моноблочных ИБП это решить уже не так просто. Если ИБП стоит недозагруженный то, в принципе, для него самого это некритично: он может нормально работать, но вот эффективность его в этом случае будет оставлять желать лучшего, а КПД будет ниже оптимального. И это уже финансовые проблемы заказчика. Если же говорить про технический момент, то на некоторых старых моделях, при неполной загрузке ИБП входной коэффициент мощности был крайне далек от идеального, близкого к единице, что приводило к разного рода техническим проблемам, например мешало работе от дизель-генераторов. Казалось бы, есть практически не загруженный ИБП, условно говоря, на холостом ходу, и на входе -  дизель-генератор, мощность которого значительно, превышает мощность нагрузки: вроде бы, не должно быть никаких проблем. Но, за счет очень плохого входного коэффициента мощности ИБП, дизель-генератор отказывался работать, и отключался.  Данная неприятная ситуация, вызванна недогрузкой ИБП. Проблема решалась частным образом — применением излишней нагрузки. На выход ИБП подключалась дополнительная паразитная нагрузка, например тепловые пушки —, для того чтобы на входе выровнять коэффициент мощности. Понятно – это глупо, неэффективно, много бесполезных переплат, но тем не менее, в данной ситуации, это становилось промежуточным решением.

 

rss