История бренда Edsel : Brand Report
Опубликовано: 05.09.2018
Думается, что в Ford Motor Company очень не любят вспоминать историю с брендом Edsel . И не удивительно — ведь автомобили этой марки можно назвать самым громким провалом в истории компании.
Calling All Cars: The 25th Stamp / The Incorrigible Youth / The Big Shot
Началось все в 1950 году, когда маркетологи Ford Motor Company решили, что им нужно обязательно создать автомобили, что составили бы конкуренцию Oldsmobile от General Motors . Этакую средину, что стоила бы дешевле Lincoln и Mercury , но дороже Ford .
К разработке новых автомобилей подошли со всей тщательностью. Проект «E-car» ( «экспериментальный автомобиль» ) продумывался со всех сторон несколько лет. Название Edsel было дано в честь сына Генри Форда (Henry Ford) — Эдсела Форда (Edsel Ford), который скончался в 1943 году, за три года до смерти отца, так и не сыграв никакой заметной роли в истории Ford Motor Company (папаша, считая сына мягкотелым и бесхарактерным делал все, чтобы свести эту роль к минимуму).
Первые Edsel были представлены на суд публики 4 сентября 1957 года — в компании эту дату даже окрестили «E-day» . Громкая рекламная компания представила новые автомобили как «принципиально новые», хотя на деле это было далеко не так, поскольку технически Edsel мало чем отличались от Ford и Mercury . И несколько неплохих (и даже по-своему инновационных) решений не могли скрыть от глаз эту схожесть, так расходящуюся с рекламными заявлениями. В продажу поступили четыре модели — сухопутные «дредноуты» Citation и Corsair, построенные на базе Mercury и несколько меньшие Pacer и Ranger, в основу которых легли автомобили Ford .
В дальнейшем историки и маркетологи не раз пытались объяснить причину столь феноменального провала. Ведь согласно всем предварительным исследованиям, проект «E-car» сулил огромную прибыль и обещал пользоваться большим успехом. Да и на рекламную компанию Ford Motor Company не поскупилась. Считается, что автомобили эти были неплохи, но их сгубил неправильный маркетинг. И особенно неразумная цена — Edsel получились слишком дорогими. По цене они значительно превосходили автомобили Ford и практически приблизились к более престижным и проверенным временем Mercury . То есть те потребители, у которых деньги были, предпочитали более дорогой сегмент, в то время как те, у кого их было мало, даже и не смотрели в сторону Edsel . К тому же, конец 50-х годов ознаменовался спадом интереса у потребителей к огромным американским автомобилям. Все больше людей заглядывалось на маленьких, экономичных и куда более надежных «европейцев». Кстати, когда в 1960 году Ford Motor Company представила небольшой Falcon, новинка в первые же месяцы разошлась числом в 400 000 штук.
Немалую роль в провале Edsel сыграло и недостаточно высокое качество этих авто. К тому же, Ford Motor Company так и не сумела обеспечить своим потребителям хорошую техническую поддержку. Обслуживанием занимались наскоро обученные механики, что до этого ремонтировали Ford и Mercury и еще не успели набраться достаточного опыта для работы с новинками.
Есть и еще одна теория, объясняющая причину провала. Мистическая — Эдсел Форд был весьма несчастливым человеком, всегда оставаясь в тени своего отца, который не скупился на унижения для сына. Стоило ли называть в его честь коммерческое предприятие? Кстати, Генри Форд II (внук Генри Форда основателя и сын Эдсела) не хотел сначала использовать имя отца для названия нового бренда. Но, в итоге, поддался уговорам своих помощников. Видимо, слушать нужно лишь свой внутренний голос и никого более.
Как бы то ни было, но с тех пор у бизнесменов США появилось жаргонное словечко «edsel» , означающее «полный провал» и «крах» .