Пожарная безопасность: Огнетушители, Аварийно-спасательный инструмент, Защитная одежда, оборудование
Опубликовано: 03.09.2018
Вместо заключения
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ШАССИ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙПожарный автомобиль - активный элемент системы пожарной безопасности страны, поэтому технический уровень его важнейшей подсистемы - базового шасси - должен быть адекватен требованиям времени. Пока, как было отмечено выше, технический уровень многих отечественных шасси заметно уступает уровню зарубежных "одноклассников". Надежды на то, что в ближайшее время догоним Запад, минимальные.
Мотопатруль МЧС: пожарные «байкеры» приступили к патрулированию в Казани
Подтвердим этот вывод мнением авторитетного специалиста, который видит проблему изнутри. Вот что говорит по этому поводу генеральный директор АМО ЗИЛ К.В. Лаптев: "Запад в области автомобилестроения уже далеко впереди, а учитывая наши скудные финансовые ресурсы, неважное состояние исходной информационной базы, от которой можно отталкиваться, на создание собственными силами нового автомобиля уйдет от трех до пяти лет. Это очень много…". И далее: "Будем искать стратегических партнеров - неважно, за рубежных или российских - с точки зрения производства автомобильных компонентов, продуктов автомобиля… Нам можно конкурировать в таких сегментах, как пожарная и иная подобная техника. А рынок покажет, кто делает качественную продукцию, у кого цена комфортнее" [4].
Столь пространная цитата как бы подводит итог проведенному выше анализу: да, отстаем, но надо предпринимать меры для выхода из создавшегося положения. Не догонять - это невозможно, а создавать модели шасси, отвечающие духу времени.
Такой подход внушает оптимизм и позволяет надеяться, что предприятие (выпускающее, кстати, наиболее востребованные пожарной охраной шасси среднего класса) учтет мнение работников пожарной охраны и создаст специальное шасси для ПА, столь необходимое оперативным подразделениям: эффективное, надежное, безопасное в эксплуатации.
Требования к специальным шасси для ПА нельзя отнести к невыполнимым: наработки в этом направлении уже ведутся некоторыми автомобильными заводами. К числу таких требований, которые в основном сформулированы в НПБ 163-97 [5], можно отнести: обеспечение удельной мощности не ниже 15 л.с./т, при нормах двигателя токсичности не ниже Евро-2; поставка шасси с двухрядной (для боевого расчета 1+5) или трехрядной (1+8) кабиной салонного типа, с системой обеспечения параметров микроклимата; применение антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем, а также системы экстренного растормаживания тормозного контура; модернизация подвески применительно к условиям эксплуатации (стабилизаторы поперечной устойчивости, малолистовые параболические рессоры); поставка шасси изготовителям ПА с системой отбора мощности для привода спецагрегатов; применение "двойной" рамы с подрессоренным надрамником для установки пожарной надстройки; применение более мощных систем охлаждения и бортового электрообеспечения, адаптированных к условиям эксплуатации ПА.К числу перспективных требований следует отнести применение на ряде моделей автоматической трансмиссии (работы в этом направлении проводит АМО ЗИЛ), создание специального шасси в "северном" исполнении (для регионов с холодным и очень холодным климатом).
Частично эти требования уже реализованы в тех шасси, которые использует АМО ЗИЛ при производстве ПА на своих производственных мощностях. К их числу можно отнести [6]:
применение форсированных двигателей (15 л.с./т), соответствующих требованиям Евро-2; использование АБС, стабилизаторов поперечной устойчивости и системы экстренного растормаживания; применение предпускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения двигателя с более мощными водяными и масляными радиаторами; установку системы дополнительного охлаждения коробки передач и раздаточной коробки; равномерное распределение полной массы по осям, наличие централизованной системы регулирования давления в шинах (на полноприводных шасси); ряд других прогрессивных технических решений.Имеются сведения, что над созданием специальных шасси трудятся специалисты других заводов, работающих в классе тяжелых автомобилей (КамАЗ, УралАЗ).
Можно надеется, что успешная работа над этими проектами российских автомобилестроительных предприятий позволит создать ПА действительно нового поколения, отвечающие требованиям структурной реконструкции парка пожарных автомобилей в свете новых задач, поставленных перед пожарной охраной страны.