Развал-схождение своими руками
Опубликовано: 28.08.2018
Развал-схождение – ключевые параметры настройки подвески авто, определяющие положение колес в плоскости и непосредственно влияющие на управляемость автомобиля. Чаще всего данные характеристики рассматриваются вместе, т. к. только вместе могут гарантировать правильное положение колес, но вообще это разные, отдельно взятые понятия, так же, как и кастер (кастор).
Что такое: развал, схождение, кастер? – определяемся с понятиями.
Развал – это угол/отклонение плоскости вращения колеса от вертикали или, говоря более простым языком, характеристика, отображающая перпендикулярность положения колес к дороге. Если эта перпендикулярность есть, развал называют нулевым, если нет – положительным или отрицательным, в зависимости от того, какая из сторон колес направлена внутрь: верхняя (отрицательный развал) или нижняя (положительный развал).
Развал схождение своими руками ВАЗ передний привод РАБОЧИЙ МЕТОД без ямы у себя во дворе.
Схождение – сходный развалу параметр, поскольку с его помощью также определяется степень отклонения плоскости вращения колеса, только уже не от вертикальной плоскости, а от направления движения автомобиля. Оно также бывает нулевым, положительным (если относительно продольной оси машины расстояние между передними сторонами колес меньше, чем между задними, т.е. колеса одной оси смотрят в одну сторону) и отрицательным (если наоборот, колеса смотрят в разные стороны, т.е. расстояние больше между задними сторонами, а между передними меньше). Измеряется схождение в градусах, минутах, миллиметрах, причем, как правило, сразу для двух колес оси (суммарно).
Кастер – это продольный угол наклона оси поворота колеса. Бывает опять же: положительным, отрицательным и нулевым, только в отличие от предыдущих характеристик, стремиться он должен не к нулю, а к слегка положительному отклонению (для легковых авто), так как именно благодаря ему обеспечивается самовыравнивание колес на скорости, что позволяет ездить на велосипеде, не держась за руль, а после поворота руль транспортного средства сам возвращается в положение «движение прямо».
Зачем проводить настройку развал-схождения и как часто ее следует делать?
Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что регулировку развал-схождения в автомобиле нужно делать лишь в случае ремонта/замены некоторых элементов подвески, а также при «неадекватном» поведении автомобиля на дороге. На самом деле настраивать положение колес следует гораздо чаще:
каждые 15-20 тыс. км пробега, т.е. дважды в год (чтобы не упустить время таких замен, специалисты рекомендуют настраивать развал-схождение при каждой сезонной смене шин/колес); в случае неравномерного и/или слишком быстрого износа (стирания) покрышек; сразу после покупки нового автомобиля, т.к., как показывает, практика, очень часто при предпродажной подготовке дилеры данный момент упускают; если автомобиль имеет разные радиусы повороты вправо и влево; после тюнинга подвески – изменения высоты посадки через использование утолщенных резинок или специальных подставок; при каждой замене шаровых опор, рулевых тяг, наконечников, пружин, стоек, сайлент-блоков, рулевой рейки/редуктора, маятникового рычага; при кривом положении руля; при «неправильном» поведении машины на дороге – плавании по колее, запоздалом управлении, постоянном «уходе» в сторону; когда руль перестает возвращаться в прямолинейное положение после поворота.Если этого не делать, а ездить с нарушенным развалом-схождением, вам могут грозить следующие неприятности:
мгновенно будут стираться кромки (внешние – при положительном схождении – или внутренние – при отрицательном) шин; на поворотах автомобиль будет кренить, да и при разгоне/торможении на прямолинейном участке машина будет вести себя нестабильно, а это уже прямая угроза безопасности всех, кто на данном автомобиле передвигается, поэтому относится к регулировке развал-схождения нужно ответственно: если нет возможности проводить ее на СТО, делайте ее хотя бы своими руками – для этого существует масса способов, назовем самые простые из них.Как сделать развал схождения своими руками — инструкции.
Способ №1.
Первым делом необходимо изготовить спец. инструмент, которым будет проводится замеры положения колес:
возьмите 1,5 метровую трубу, вставьте в нее штырь, убедитесь, что его ходу ничего не мешает, он заходит и выходит из трубы свободно; вынув штырь, сделайте с одной из сторон трубы отверстие, а с другой – прорезь; над проделанным отверстием приварите гайку; вставьте в эту гайку болт, он будет выступать фиксатором; последним действием вставьте в трубу штырь и придайте полученному приспособлению небольшой изгиб в направлении фиксатора – он позволит обходить подрамник.Инструмент готов к использованию. Дальше все предельно просто.
Уприте прорезь в край колесного диска – где-то в середине его задней части. Вытягивайте штырь из инструмента до тех пор, пока его край не начнет слегка касаться идентичной точки края диска противоположного колеса. Как только это произойдет – зафиксируйте длину штыря болтом. Перенесите инструмент в середину передней части диска. Опять же сразу упираемся в эту точку прорезью, а потом смотрим, достает ли зафиксированный край до середины передней части диска противоположного колеса.Если достает, схождение можно считать нулевым и переходить к следующему этапу проверки, если нет или, наоборот, идет внахлест (слишком сильно упирается) – нужна регулировка.
Регулировка осуществляется с той стороны, с которой имело место вмешательство в подвеску (менялась какая-либо из деталей). Если такое вмешательство было с двух сторон, действовать придется методом проб и ошибок: на одном из колес отпустите контргайку, выкрутите с наконечника рулевую тягу, к примеру, на 1 оборот и затяните гайку на место. Далее следует немного прокатить автомобиль или покрутить его руль, чтобы все стало на свои места, а затем повторить описанные в п.1-п.3 действия…. И так до тех пор, пока расстояния между центральными точками задних и передних сторон дисков одной оси не станут одинаковыми. Но и такое положение дел, еще не значит, что работы по настройке развал-схождения своими руками завершены.
Проверьте прямолинейность руля. Для этого вам необходимо выехать на ровный прямой участок дороги и посмотреть, как при этом будет располагаться руль. Если прямо – регулировка выполнена правильно и ее можно считать заершенной, если нет – обратите внимание куда «смотрит» руль: если на четверть оборота влево, возвращайтесь на яму и, ослабив контргайку, на все тот же 1 оборот закрутите рулевую тягу левого колеса, затем зажмите гайку обратно и проделайте все те же действия с правым колесом, только там тягу нужно не закручивать, а выкручивать на идентичное количество оборотов – в нашем примере это 1; если на четверть оборота вправо, то здесь ослабив контргайки, закручивать нужно рулевую тягу правого колеса, а выкручивать – левого, при этом еще раз акцентируем ваше внимание на том, что делать это нужно на равное количество оборотов, в противном случае после настройки прямолинейности руля придется вновь возвращаться к регулировке схождения.Выполняйте выезды и регулировочные работы до тех пор, пока не получите идеальное или близкое к нему (в пределах 1-2 мм) положение колес и руля.