Главная Новости

История релейной защиты и автоматики в отечественной науке

Опубликовано: 27.08.2018

Содержание

Введение

1. Электромагнитное реле

2. История развития релейной защиты

3. История расчетов аварийных режимов

Заключение

Введение

Из всех известных сегодня видов энергии электрическая занимает особое положение. Ее исключительные качества, такие как возможность трансформации и легкое преобразование в другие виды энергии: тепловую, механическую, обусловили сегодняшнее широкое развитие электроэнергетических систем (ЭЭС).

Сегодня производство, доставка и распространение электрической энергии осуществляется множеством служб: производства энергии, оперативные службы, диспетчерские службы распределительных сетей, ремонтники электрического оборудования и другие.

Нужно отметить, что доставка и распространение электрической энергии обладает рядом отличительных особенностей, не характерных другим отраслям промышленности. Так например мгновенное распространение электрического тока, а также возможность передачи огромного количества энергии (при высоком напряжении) может привести к чрезвычайным последствиям в случае возникновения аварии.

Вот почему ЭЭС особое место отводится обеспечению защиты. Сегодня разработано множество принципиальных схем защиты линий, аппаратов и участков сетей от возникновения ненормальных режимов, самыми опасными из которых являются Короткие Замыкания (КЗ).

Кроме систем защиты также особое значение имеет контролирование параметров сети на отдельных ее участках, а также оперативное удаленное управление коммутационной аппаратуры. Телемеханика и измерения, наряду с защитой от ненормальных режимов, обычно также является зоной ответственности службы релейной защиты, обычно называют Служба Релейной Защиты, Автоматики и Измерений (РЗАИ).

В данном реферате кратко представлена история возникновения и развития релейной защиты как таковой, история созданию электромагнитного реле, а также история разработки основных принципов проектирования защит, в заключении представлены перспективы для дальнейшего развития релейной защиты.

 ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

Матвеев И.В.

Свое название релейная защита получила от названия основного элемента схем защиты – реле. Историки утверждают, что реле впервые было разработано и построено русским ученым Павлом Шиллингом в 1830 -1832 гг. Это реле составляло основную часть вызывного устройства в разработанном им телеграфе [1]. Позже этот электрический аппарат получил название реле, от французского relais, что означало смену уставших почтовых лошадей на станциях или передачу эстафеты спортсменом.

Первоначально электромеханическое реле представляло собой металлический сердечник (в виде бруска, стержня или подковообразной формы), на который намотано некоторое число витков провода. Неподалеку от торца металлического сердечника располагался якорь,- подвижный элемент с металлической накладкой (Рис. 1). При подаче в катушку постоянного тока, возникающее магнитное поле притягивает якорь к сердечнику катушки. Если якорь механически связать с контактной группой так, чтобы при притягивании якоря контакты замыкались или размыкались, получится коммутирующие реле. Такое реле называют сегодня реле тока.

В широком смысле реле - это любой аппарат, дискретно изменяющий свое состояние в зависимости от значения какой-то внешней, измеряемой величины. Нередко реле получает свое название в зависимости от контролируемого параметра. Так например тепловое реле, выполненное на основе биметаллической пластины в зависимости от температуры изменяет состояние своих электрических контактов (Рис. 3).

В отрасли релейной защиты термином реле обычно обозначают автоматически действующее устройство, производящее скачкообразное изменение (релейное действие) в управляющей системе при заданном изменении контролируемых параметров. Так, например, реле максимального тока при увеличении тока в контролируемой цепи (куда включена токовая обмотка этого реле) до заданного значения, называемого током срабатывания, замыкает своими контактами управляемую цепь.

В релейной защите применяются реле тока и напряжения, тепловое реле, реле сопротивления, индукционное реле и другие.

Широкое применение реле в начале XX столетия связано с развитием электрических систем. В 1901 г. появляется первое многофункциональное реле типа RI, и именно это время следует связывать с зарождением релейной защиты в России. В эти же годы появляются индукционные токовые реле. Появление в России зарубежного энергетического оборудования потребовало создания специальных служб, связанных с обеспечением надежной работы устройств релейной защиты. До октября 1917 года эти службы в основном возглавлялись представителями фирм-поставщиков основного энергетического оборудования: ASEA, Siemens и др. Впервые в России наиболее солидным предприятием, занявшимся теоретическими и практическими вопросами релейной защиты, стала лаборатория имени А.Л. Смурова в Ленинграде. Эту лабораторию возглавил Виктор Иванович Иванов.

Помимо релейной защиты реле применяется и в других технических областях: автоматике, телемеханике, телеграфии, телефонии и т.д.

В последнее время широкое распространение получают полупроводниковые коммутационные приборы, такие как тиристоры, симисторы, транзисторы. Они позволяют производить бесконтактную коммутацию цепи, возможна работа с большими токами и напряжением. К преимуществам полупроводниковых устройств также следует отнести быстродействие и отсутствие механических частей. Однако следует отметить, что полупроводниковые приборы не смогут окончательно заменить электромеханическое реле. Это связано с тем, что в ряде случаев от коммутирующего аппарата требуется так называемый «видимый разрыв», это определяется требованиями к безопасности персонала. Также при наладке устройств защиты часто требуется механически произвести коммутацию, удерживать реле в замкнутом или разомкнутом состоянии независимо от управляющего воздействия. Перечисленные требования проблематично обеспечить в полупроводниковых устройствах.

Рис. 1 - принцип действия электромеханического реле;

 

Рис. 2 - конструкция геркона (реле магнитного поля);

Рис. 3 - конструкция температурного реле;

Некоторые источники утверждают что реле было изобретено Дж. Генри в 1831 г., однако его реле было не коммутирующим, позже Бриз Морзе в 1837 г. построил и коммутирующие реле, которое использовал в своем телеграфном аппарате, подобно Шиллингу.
rss